Рефлексия в конце урока
Основные цели рефлексии
Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ,
является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя
не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.
«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»
К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям
грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.
Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик
самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует
полученную информацию.
Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.
Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:
Какие знания получил
Каких целей удалось достигнуть
Как он сможет использовать знания в будущем
Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
Как стимулировать критическое мышление
Как сформировать осмысленный подход к действительности
Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и
слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.
Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в
конце школьного часа.
Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.
Какие виды рефлексии бывают:
По содержанию
-Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений
-Устная — рассказывает о своих впечатлениях
-Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д.
По виду деятельности
-Коллективная
-Групповая
-Фронтальная
-Индивидуальная
Считается наиболее универсальным и легким видом.
Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.
Целевая
Эмоциональная — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не
понятно, интересно/не интересно и т. д.
Рефлексия деятельности — применяется на этапе проверки домашних заданий либо закрепления пройденного
материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»).
Содержания материала — проводится в конце урока. Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы,
продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале
(анкета, сочинение, облако тегов и пр.).
Примеры рефлексии в конце урока
Карточки со смайликами
Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки
эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на
практике — например, в 1-ом или 2-ом классах.
Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым
и интересным.
Помимо смайликов, можно использовать:
Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.
Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка —
материал не понятен.
Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.
Лестница успеха
На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.
Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в
стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.
Дерево успеха
Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.
Если средне — второго оставляет в середине лестницы.
Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.
Вагончики впечатлений
На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.
Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.
Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.
Дерево чувств
Считается самым эффективным примером рефлексии по ФГОС в конце урока.
Для его применения на практике вампонадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки
разных цветов.
Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, ребенок вешает яблоко зеленого цвета. Если были
проблемы — красного.
Также для более глубокого изучения следует применять другие цвета, соответствующие настроению с точки
зрения психологии:
Красный — восторг
Оранжевый — радость
Желтый — в целом все неплохо
Зеленый — спокойствие
Синий — грусть, неудовлетворение
Фиолетовый — тревога, напряжение
Черный — упадок, уныние
Для развития критического подхода к анализу ситуации рекомендуется использовать виды рефлексии, направленные на
повышение осознанности учеников:
Опиши одним предложением
Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.
Например:
Сегодня я узнал…
На уроке я научился…
Мне было трудно…
Мне было непонятно…
Теперь я знаю, что…
Меня удивило…
Я бы хотел узнать, почему…
Таблица де Боно
Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока.
Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью
простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:
«+» — все, что понравилось на уроке
«-» — все, что показалось
бесполезным, скучным и не увлекательным
«Интересно» — что привлекло,
заставило задуматься и вызвало новые вопросы
Анкета Этот вид рефлексии подходит для учеников всех классов.
Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ.
Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:
На уроке я делал…
Своей работой я доволен/не доволен потому что…
Этот урок показался мне…
За урок я бы поставил себе, потому что…
Материал урока я освоил…
Мое настроение после занятия…
«Что, если…»
Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии.
Особенно актуально применение подобного вида рефлексии в конце урока русского языка или литературы.
Синквейн
Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в
прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.
В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:
1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
5-ая строка — синоним главного слова