"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БІРЖАН САЛ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ БҰЛАНДЫ АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КММ
КГУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БУЛАНДЫ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЙОНУ БИРЖАН САЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Рефлексия в конце урока

23.08.2018

Рефлексия в конце урока

Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ,

является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя

не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

 «Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»

            К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям

грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

            Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик

самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует

полученную информацию.

 Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

            Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:

 Какие знания получил

Каких целей удалось достигнуть

Как он сможет использовать знания в будущем

Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников

Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля

Как стимулировать  критическое мышление

Как сформировать осмысленный подход к действительности

            Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и

слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

            Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в

конце школьного часа.

 

Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.

Какие виды рефлексии бывают:

По содержанию

-Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений

-Устная — рассказывает о своих впечатлениях

-Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д.

 

По виду деятельности

-Коллективная

-Групповая

-Фронтальная

-Индивидуальная

 Считается наиболее универсальным и легким видом.

 

Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.

Целевая

Эмоциональная — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не

понятно, интересно/не интересно и т. д.

Рефлексия деятельности — применяется на этапе проверки домашних заданий либо закрепления пройденного

материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»).

Содержания материала — проводится в конце урока. Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы,

продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале

(анкета, сочинение, облако тегов и пр.).

 

Примеры рефлексии в конце урока

Карточки со смайликами

Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки

эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на

практике — например, в 1-ом или 2-ом классах.

Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым

и интересным.

 

Помимо смайликов, можно использовать:

 Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

 Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка —

материал не понятен.

 Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.

 

Лестница успеха

На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

 Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в

стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

  Дерево успеха

  Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.

  Если средне — второго оставляет в середине лестницы.

  Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

  Вагончики впечатлений

На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.

  Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.

  Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.

Дерево чувств

Считается самым эффективным примером рефлексии по ФГОС в конце урока.

  Для его применения на практике вампонадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки

разных цветов.

  Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, ребенок вешает яблоко зеленого цвета. Если были

проблемы — красного.

Также для более глубокого изучения следует применять другие цвета, соответствующие настроению с точки

зрения психологии:

 Красный — восторг

Оранжевый — радость

Желтый — в целом все неплохо

Зеленый — спокойствие

Синий — грусть, неудовлетворение

Фиолетовый — тревога, напряжение

Черный — упадок, уныние

Для развития критического подхода к анализу ситуации рекомендуется использовать виды рефлексии, направленные на

повышение осознанности учеников:

  Опиши одним предложением

Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.

  Например:

  Сегодня я узнал…

На уроке я научился…

Мне было трудно…

Мне было непонятно…

Теперь я знаю, что…

Меня удивило…

Я бы хотел узнать, почему…

 

Таблица де Боно

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока.

  Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью

простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

«+» — все, что понравилось на уроке

«-» — все, что показалось

бесполезным, скучным и не увлекательным

«Интересно» — что привлекло,

заставило задуматься и вызвало новые вопросы

Анкета Этот вид рефлексии подходит для учеников всех классов.

  Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ.

  Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:

  На уроке я делал…

Своей работой я доволен/не доволен потому что…

Этот урок показался мне…

За урок я бы поставил себе, потому что…

Материал урока я освоил…

Мое настроение после занятия…

  «Что, если…»

Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии.

  Особенно актуально применение подобного вида рефлексии в конце урока русского языка или литературы.

  Синквейн

Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в

прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.

В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

  1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова

2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие

3-я строка — три глагола, отвечающих за действие

4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего

5-ая строка — синоним главного слова

 

Просмотров: 547


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст